Музей скоростей в Чкаловске

Июль 12, 2016 - Просмотров - 1 997

Музей скоростей располагается в Доме культуры им.Чкалова. Этот Дом культуры — памятник истории и культуры регионального значения. Здание построено в 1940 году в стиле «сталинский ампир» с обилием советской символики.
IMG_8319
IMG_8314
Наискосок через дорогу расположен Мемориальный музей В.П. Чкалова с самолетным ангаром. Так что эти дома называют по-европейски «Музейным кварталом».
IMG_8315
Самое удивительное для не слишком подготовившегося к посещению туриста (меня, например) в том, что «Музей скоростей» никакого отношения к Чкалову не имеет. А назван так в честь создателя скоростных судов на подводных крыльях Ростислава Алексеева. На естественный вопрос, — почему музей Алексеева расположен в довольно удалённом от Нижнего Новгорода Чкаловске, когда по идее он должен находится на его рабочем месте, на заводе в Сормово, сотрудники музея отвечают, что рядом с Чкаловском, на притоке Волги под названием Троца находилась испытательная база КБ и аэродром, где Алексеев проводил большую часть своего рабочего времени.
IMG_8316
В музее создано несколько экспозиционных разделов, в которых представлены фотографии, мебель, предметы изобразительного искусства, модели технического флота и экранопланов и мн.др. Таким образом, второй этаж полностью освоен как музейное пространство. Алексееву посвящена лишь половина, а то и меньше музея скоростей.
IMG_8121
Экскурс начинается с истории рода купцов Рукавишниковых, с истории Василевской слободы.
IMG_8095
На макетах показана как выглядела раньше Василевская слобода, до того как часть её затопили при строительстве Горьковской ГЭС
IMG_8069
В том же зале — бытовая обстановка начала 20 века. Самовар, швейная машинка «Зингер», предметы женского гардероба, мебель…
IMG_8071
IMG_8073
В шкафу — недорогой фарфор для народа. Его поставляли заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» (1889 год).
IMG_8078
Патефон марки «Юлий Генрих Циммерман» конец 19 века.
IMG_8079
IMG_8082
IMG_8086
IMG_8087
Фото семьи Рукавишниковых
IMG_8072
IMG_8088
IMG_8091
А вот этот дом, изображенный на картине А.М. Каманина, сохранился. Чуть ли не единственный из купеческих домов Василевой слободы. Это летняя резиденция купцов Рукавишниковых.
IMG_8074
В этом же зале находятся сохраненные фрески из разрушенных церквей.
IMG_8101
IMG_8103
IMG_8108
IMG_8107
IMG_8112
Следующий раздел «Жизнь и быт» Василевской слободы.
IMG_8149
В Василёве любили торговать. В среду, в базарный день, радушно открывали двери двадцать магазинов и лавок. А самой популярной была лавка купца Сонина, в которой можно было найти все, что угодно.
IMG_8157
Развит был гончарный промысел. В начале 19 века здесь было 25 гончарных заводов, выпускающих миллион изделий в год.
Василевские горшки отличались цветом — были с блестящей сине-серой поливой.
IMG_8164
Чтобы добиться такого внешнего вида, сухое изделие покрывали раствором свинцового сурика, затем закладывали в горн, вырытый в земле. Горн топился, сурик от жара плавился и давал блестящую поливу. От того, что горн при обжиге закупоривали, посуда получалась сине-серого цвета.
IMG_8168
В этом же зале представлены различные предметы быта того времени.
IMG_8158
IMG_8159
IMG_8173
IMG_8179
XIX век — по Волге ходило до четырех тысяч судов на лямках и парусах. Сюда, в Василеву слободу, где в затоне отстаивались суда зимой, со всех концов сходились и съезжались многие тысячи обездоленного люда в надежде наняться в бурлаки, от такого великого многолюдья богатели василевские лавочники.
IMG_8170
Центральный раздел «Василево–Чкаловск в истории развития судоходства на Волге».
IMG_8130
С окончанием бурлачества, по самой крупной водной артерии России чредой пошли пароходы. В 1882 году искусственным отделением Казанского округа путей сообщения были обследованы затоны на предмет их пригодности для отстоя, ремонта путейского флота и постройки казенных мастерских.
IMG_8133
На основании исследований был предложен для постройки мастерских Василевский затон. Датой основания Василевского затона и казенных мастерских следует считать 1883 год.
IMG_8135
Макеты землечерпальных машин
IMG_8137
IMG_8141
IMG_8145
И только пройдя пол-музея, мы приближаемся к скоростям. Организаторы музея, как я понял, попытались нам показать, как менялась скорость движения по реке с течением времени.
IMG_8302
IMG_8304
«Летающие люди: Ростислав Алексеев».
Этот раздел посвящен гениальному конструктору, создателю скоростных судов на подводных крыльях и летающих над водой экранопланов.
IMG_8190
В экспозиции представлены подлинные документы, личные вещи, печатные издания, макеты, модели, рассказывающие о личности конструктора, его работах, открытиях и изобретениях, творческих коллективах, создавших принципиально новые виды водного транспорта.
IMG_8184
IMG_8194
IMG_8187
IMG_8186
IMG_8195
IMG_8196
IMG_8197
Испытания на Каспийском море
IMG_8265
Сохранившиеся части интерьера рабочего кабинета Алексеева, его личные вещи.
IMG_8201
IMG_8209
Рабочий стол руководителя — более чем скромно.
IMG_8228
На кульмане Алексеева проект нового экраноплана — корабль с несущим и обитаемым крылом, в котором размещены пассажирские кабины и грузовые отсеки, 39 метров длины, размах крыла 42 метра, полная масса 100 тонн. Вместимость 132 пассажира, четыре двигателя Д-36. В этом КБ понимали толк в размерах. Дальность хода с грузом 30 тонн — 2000 километров.
IMG_8249
IMG_8266
Алексеев был незаурядным человеком, он увлекался горными лыжами и подводным плаванием, управлял разнообразными видами транспорта, вплоть до самолетов и спроектированных им самим судов, участвовал в парусных гонках… Причем, он был не просто яхтсмен, но и привнес в этот вид спорта некоторые технические усовершенствования. Парусная регата, в которой он победил в 1938 году, нынче носит его имя.
IMG_8211
А начиналось все с яхты «Черный пират» — грозы волжских просторов 1930-х годов. Стесненный в средствах, Ростислав сшил парус яхты из каких-то обрезков ткани черного цвета.
IMG_8255
IMG_8233
Макет для аэродинамических испытаний, на заднем плане стенд с приспособлениями для подводного плавания, принадлежавшими Алексееву.
IMG_8215
То что впоследствии стало экранопланом «Акваглайд-Волга».
IMG_8267
Макет экраноплана использовавшийся для бросковых испытаний, — об активности его использования можно судить по побитостям и потёртостям.
IMG_8234
IMG_8240
А вот и зал с моделями. К сожалению здесь мы не увидим подлинных узлов и агрегатов экранопланов, однако тут представлена очень интересная коллекция рабочих моделей этих аппаратов, некоторые использовались для аэродинамических, буксирных и бросковых испытаний.
IMG_8268
Это, судя по количеству двигателей, набросок будущего «Луня», но без ракетных установок «на спине».
IMG_8274
IMG_8280
Модель для испытаний в аэродинамической трубе, — «Орлёнок» с модифицированным крылом.
IMG_8275
Макет «Орлёнка» наиболее детализированный и приближенный к оригиналу.
IMG_8279
Уменьшенная модификация «Луня» или увеличенная «Орлёнка»? Даже по этой коллекции видно, что проекты в КБ Алексеева пеклись один за другим, — потрясающая работоспособность в принципе небольшого коллектива, огромная пробивная сила руководителя, который организовывал продвижение и финансирование всех проектных работ и постройки столь сложных и необычных аппаратов. Можно только удивляться авторитету Алексеева и пониманию руководства завода на котором строились эти небесспорные корабли-самолёты с мягко скажем неясным будущим.
IMG_8281
IMG_8277
IMG_8288
Попытка отойти от «самолётной» схемы «фюзеляж-крылья» и построить аппарат с полностью несущим корпусом.
IMG_8287
IMG_8294
IMG_8295
Небольшая цитата из Алексеева «…в сумрачные дни блики на поверхности воды серые, стальные, твердые. В детстве я мечтал, что если сильно разогнаться, то по воде можно бежать, скользить, лететь, цепляясь руками за шершавую, бугорчатую поверхность реки».
IMG_8311
IMG_8318
фото Июль 2016

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Не забудьте проголосовать за пост, и ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ. Нам важно Ваше мнение:
-+ +15 рейтинг, 15 голос(ов)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.